• 20.44

  • +24.88

Новые штрафы 2014 - кратко и наглядно

Итак, 1 сентября нас ждут очередные изменения в КоАП, касающиеся новых штрафов ГИБДД за различные правонарушения. Таблица с изменениями — это скучно, поэтому представляем вам их наглядно, в картинках. Самое важное изменение: новая норма для определения степени опьянения (0.16 мг на литр выдыхаемого воздуха), которая учтёт погрешность алкотестеров и влияние внешних факторов. Это примерно соответствует 0.3 промилле, которые действовали ранее. Также важным изменением можно считать отмена «отбирания» прав и временных удостоверений.


Алкоголь, вредные выбросы, управление не зарегистрированным ТС

Ужесточается наказание за перевозку людей вне кабины, нарушение перевозки детей и невыполнения требований сотрудника полиции. За употребление алкоголя за рулём и другие связанные с этим нарушения в дополнение к лишению прав добавлен штраф 30 000 рублей.


щтрафы 2014

Повышены штрафы за нарушение ПДД пешеходом, велосипедистом, скутеристом. Значительно увеличены штрафы за разговор по телефону за рулём без гарнитуры и повреждение дорог и дорожных сооружений.


новые штрафы 2014

Увеличены суммы штрафов за такие частые нарушения как нарушение правил маневрирования, движение по обочинам, несоблюдение дорожных знаков и разметки, непредоставление преимущества пешеходу и спецтранспорту, нарушения правил стоянки, перевозки грузов и буксировки, а также пользования внешними световыми приборами.


Коап 2014 новые штрафы

Ужесточаются наказания за непристёгнутый ремень, управление транспортом без прав и его передача лицу без прав.


штрафы 2013 - 2014

Повышаются штрафы за управление ТС, не имея при себе прав или полиса ОСАГО, а также передачу управления лицу, не имеющему при себе прав. Ужесточается наказание за неправомерную установку спецсигналов и нанесение спецразметки.


ГИБДД 2014 штрафы

Превышать скорость без штрафа теперь можно будет до 20 км/ч. Наказания за большие превышения стали более суровыми.


новые штрафы 2013

Также увеличены штрафы за нарушение правил движения через Ж/Д-пути и по автомагистралям.


повышение штрафов 2014

Таблица штрафов 2014

Статья

Правонарушение

Санкции / меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

5.43Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидовНаказание:
административный штраф на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей
 

Дела рассматривают:
Суд
8.22Допуск к полету воздушного судна, выпуск в плавание морского судна, судна внутреннего водного плавания или маломерного судна либо выпуск в рейс автомобиля или другого механического транспортного средства, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской ФедерацииНаказание:
административный штраф на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей
 

Дела рассматривают:
Органы, осуществляющие государственный экологический контроль, Гостехнадзор, Органы внутренних дел, Ространснадзор
 8.23 Эксплуатация гражданами воздушных или морских судов, судов внутреннего водного плавания или маломерных судов либо автомобилей, мотоциклов или других механических транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации Наказание:
предупреждение или наложение административный штраф в размере до трехсот рублей
 

Дела рассматривают:
Суд
 11.21 часть 1Использование водоотводных сооружений автомобильной дороги для стока или сброса вод; выполнение в границах полосы отвода автомобильной дороги, в том числе на проезжей части автомобильной дороги, работ, связанных с применением горючих веществ, а также веществ, которые могут оказать воздействие на уменьшение сцепления колес транспортных средств с дорожным покрытием; выполнение в границах полосы отвода автомобильной дороги работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, размещением объектов дорожного сервиса; размещение в границах полосы отвода автомобильной дороги зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги и не относящихся к объектам дорожного сервиса; установка в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам Российской Федерации о безопасности дорожного движения, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности, прокладка, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги без заключения договора с владельцем автомобильной дороги, с нарушением такого договора или без согласования с владельцем автомобильной дороги планируемого размещения указанных инженерных коммуникаций; строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами и примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, прокладка, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах придорожных полос автомобильной дороги, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования с владельцем автомобильной дороги или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению Наказание:
административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей
 

Дела рассматривают:
Суд
 11.22 Неисполнение землепользователями участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог, в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения обязанностей по устройству, ремонту или регулярной очистке пешеходных дорожек или переходных мостиков в границах закрепленных за ними участков либо обязанностей по содержанию в технически исправном состоянии и чистоте выездов с закрепленных участков или с подъездных путей на автомобильную дорогу общего пользования, включая переездные мостики Наказание:
административный штраф на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей
 

Дела рассматривают:
Суд
 11.23 часть 2 Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха 
Примечание. Положения настоящей части до 1 апреля 2014 года применяются к отношениям в сфере осуществления международных автомобильных перевозок.
 Наказание:
административный штраф в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел, Ространснадзор
 11.27 Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) при осуществлении международной автомобильной перевозки, а равно без соответствующего транспортного документа на перевозимый груз или в установленных случаях без списков пассажиров автобуса, осуществляющего нерегулярную перевозку Наказание:
административный штраф на водителя в размере от двухсот до пятисот рублей
 

Дела рассматривают:
Ространснадзор
 11.29 часть 1 Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, если такие разрешения обязательны, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи Наказание:
административный штраф на водителя автотранспортного средства в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей
 

Меры обеспечения:
задержание ТС с помещением на специализированную стоянку
 

Дела рассматривают:
Ространснадзор
 11.29 часть 2 Осуществление без соответствующего разрешения международной автомобильной перевозки грузов и (или) пассажиров с территории Российской Федерации на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию Российской Федерации Наказание:
административный штраф на водителя автотранспортного средства в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей
 

Меры обеспечения:
задержание ТС с помещением на специализированную стоянку
 

Дела рассматривают:
Ространснадзор
 12.1 часть 1 Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке
Примечания:
1. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.
 Наказание:
административный штраф в размере от пятисот до восьмисот рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.1 часть 1.1 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи
Примечания:
1. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.
 Наказание:
административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел, Суд
 12.1 часть 2 Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр
Примечания:
1. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.
 Наказание:
административный штраф в размере от пятисот до восьмисот рублей
 

Меры обеспечения:
запрещение эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.2 часть 1 Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи
Примечание. Государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.
 Наказание:
предупреждение или административный штраф в размере пятисот рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.2 часть 2 Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию Наказание:
административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел, Суд
12.2 часть 3 Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков Наказание:
административный штраф на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
12.2 часть 4 Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками Наказание:
лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года
 

Дела рассматривают:
Суд
 12.3 часть 1 Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство Наказание:
предупреждение или административный штраф в размере пятисот рублей.
 

Меры обеспечения:
задержание ТС с помещением на специализированную стоянку, отстранение от управления ТС
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.3 часть 2 Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов Наказание:
предупреждение или административный штраф в размере пятисот рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел, Ространснадзор
 12.3 часть 2.1 Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси Наказание:
административный штраф на водителя в размере пяти тысяч рублей
 

Дела рассматривают:
Суд
 12.3 часть 3 Передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им Наказание:
административный штраф в размере трех тысяч рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.4 часть 1 Установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Наказание:
административный штраф на граждан в размере трех тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений
 

Меры обеспечения:
запрещение эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков
 

Дела рассматривают:
Суд
 12.4 часть 2 Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси Наказание:
административный штраф на граждан в размере пяти тысяч рублей с конфискацией указанных устройств; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей с конфискацией указанных устройств; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей с конфискацией указанных устройств
 

Меры обеспечения:
запрещение эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков
 

Дела рассматривают:
Суд
 12.4 часть 3 Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси Наказание:
административный штраф на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей
 

Меры обеспечения:
запрещение эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел, Суд
 12.5 часть 1 Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи Наказание:
предупреждение или административный штраф в размере пятисот рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.5 часть 2 Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) Наказание:
административный штраф в размере пятисот рублей
 

Меры обеспечения:
задержание ТС с помещением на специализированную стоянку, отстранение от управления ТС, запрещение эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.5 часть 3 Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Наказание:
лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений
 

Меры обеспечения:
запрещение эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков
 

Дела рассматривают:
Суд
 12.5 часть 3.1 Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Наказание:
административный штраф в размере пятисот рублей
 

Меры обеспечения:
запрещение эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.5 часть 4 Управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) Наказание:
лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет с конфискацией указанных устройств
 

Меры обеспечения:
запрещение эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков
 

Дела рассматривают:
Суд
 12.5 часть 4.1 Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси Наказание:
административный штраф на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения
 

Меры обеспечения:
запрещение эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков
 

Дела рассматривают:
Суд
 12.5 часть 5 Использование при движении транспортного средства устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), установленных без соответствующего разрешения Наказание:
лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет с конфискацией указанных устройств
 

Меры обеспечения:
запрещение эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков
 

Дела рассматривают:
Суд
 12.5 часть 6 Управление транспортным средством, на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб Наказание:
лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет
 

Меры обеспечения:
запрещение эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков
 

Дела рассматривают:
Суд
 12.5 часть 7 Управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси Наказание:
административный штраф на водителя в размере пяти тысяч рублей
 

Меры обеспечения:
запрещение эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков
 

Дела рассматривают:
Суд
 12.6 Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах Наказание:
административный штраф в размере одной тысячи рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.7 часть 1 Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) Наказание:
административный штраф в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей
 

Меры обеспечения:
задержание ТС с помещением на специализированную стоянку, отстранение от управления ТС
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.7 часть 2 Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствамиНаказание:
административный штраф в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов
 

Меры обеспечения:
задержание ТС с помещением на специализированную стоянку, отстранение от управления ТС
 

Дела рассматривают:
Суд
 12.7 часть 3 Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права Наказание:
административный штраф в размере тридцати тысяч рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.8 часть 1 Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения
Примечание. Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
 Наказание:
административный штраф в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет
 

Меры обеспечения:
задержание ТС с помещением на специализированную стоянку, отстранение от управления ТС, освидетельствование на состояние опьянения
 

Дела рассматривают:
Суд
 12.8 часть 2 Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Примечание. Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
 Наказание:
административный штраф в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет
 

Дела рассматривают:
Суд
 12.8 часть 3 Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами
Примечание. Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
 Наказание:
административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или административный штраф на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей
 

Меры обеспечения:
задержание ТС с помещением на специализированную стоянку, отстранение от управления ТС, освидетельствование на состояние опьянения
 

Дела рассматривают:
Суд
 12.8 часть 4 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 настоящей статьи
Примечание. Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
 Наказание:
административный штраф в размере пятидесяти тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок три года
 

Меры обеспечения:
задержание ТС с помещением на специализированную стоянку, отстранение от управления ТС, освидетельствование на состояние опьянения
 

Дела рассматривают:
Суд
 12.9 часть 2 Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час Наказание:
административный штраф в размере пятисот рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.9 часть 3 Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час Наказание:
административный штраф в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.9 часть 4 Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час Наказание:
административный штраф в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел, Суд
 12.9 часть 5 Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час Наказание:
административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел, Суд
 12.9 часть 6 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи Наказание:
административный штраф в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.9 часть 7 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи Наказание:
лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — административный штраф в размере пяти тысяч рублей
 

Дела рассматривают:
Суд, Органы внутренних дел (только при автофиксации)
 12.10 часть 1 Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде Наказание:
административный штраф в размере одной тысячи рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел, Суд
 12.10 часть 2 Нарушение правил проезда через железнодорожные переезды, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи Наказание:
административный штраф в размере одной тысячи рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.10 часть 3 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи Наказание:
лишение права управления транспортными средствами на срок один год
 

Дела рассматривают:
Суд
 12.11 часть 1 Движение по автомагистрали на транспортном средстве, скорость которого по технической характеристике или по его состоянию менее 40 километров в час, а равно остановка транспортного средства на автомагистрали вне специальных площадок для стоянки Наказание:
административный штраф в размере одной тысячи рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.11 часть 2 Движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы, а равно учебная езда по автомагистрали Наказание:
административный штраф в размере одной тысячи рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.11 часть 3 Разворот или въезд транспортного средства в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали либо движение задним ходом по автомагистрали Наказание:
административный штраф в размере двух тысяч пятисот рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.12 часть 1 Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи Наказание:
административный штраф в размере одной тысячи рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.12 часть 2 Невыполнение требования Правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика Наказание:
административный штраф в размере восьмисот рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.12 часть 3 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи Наказание:
административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел, Суд
 12.13 часть 1 Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении Наказание:
административный штраф в размере одной тысячи рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.13 часть 2 Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков Наказание:
административный штраф в размере одной тысячи рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.14 часть 1 Невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой Наказание:
предупреждение или административный штраф в размере пятисот рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.14 часть 1.1 Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении Наказание:
предупреждение или административный штраф в размере пятисот рублей
 

Дела рассматривают:
Органы внутренних дел
 12.14 часть 2 Разворот или движение

Правило 70: Используй Систему Защитного Вождения Дядюшки Боба

Это мое последнее, семидесятое по счету, правило защитного вождения. Разумеется, мы могли бы придумать еще парочку. Однако предыдущие 69 правил покрывают все основные и множество второстепенных концепций, от общих до более специфических. В Правиле №5 я говорил, что если бы ВСЕ водители соблюдали 4 базовых правила, то никто и никогда не погиб бы в автомобильной катастрофе. Пожалуйста, прочти их еще раз (а я, пожалуй, допишу еще одно...):
1. Будь внимателен. Наиболее вероятная причина аварии — невнимательность и отвлеченность. Практически каждое столкновение — результат одного или второго, или обоих вместе взятых. Когда я за рулем — вождение становится моей первостепенной задачей. Это я в ответе за тонну металла, резины и стекла, несущуюся по дороге. Разговаривая по телефону, уплетая бутерброд и даже просто размышляя о чем-то постороннем, я подвергаю свою и твою жизнь опасности. Я не имею права подвергать твою жизнь опасности. Поэтому я должен оставаться предельно внимателен.
2. Не гони. Лихачи говорят, что превышение скорости к аварии не приведет. Это — чушь. Превышение скорости (точнее, вождение на скорости более высокой, чем того позволяют дорожные условия) оставляет тебе меньше времени на реакцию и меньшую дистанцию, которые могут понадобиться для уклонения от столкновения. Кроме того, чем выше скорость — тем страшнее авария.
3. Соблюдай «Правило Двух Секунд». Порядка 40% всех аварий — результат несоблюдения дистанции. Соблюдай дистанцию. Это одно из самых базовых правил, и им так часто пренебрегают. Помни и о том, что 2 секунды — это минимум, а еще лучше 3 или даже 4, т. к. и двух секунд бывает недостаточно. В плотном потоке это особенно важно, хотя на первый взгляд это правило здесь неприменимо.
4. Не садись за руль, если нетрезв или нездоров. Выжди как минимум 2 часа после каждой рюмки (50 г), прежде чем сесть за руль. Твоя голова должна быть ясной на все сто. Даже малые дозы алкоголя угнетают наиболее важные функции организма, которые так нужны водителю. Исследования показали, что концентрация 0,03..0,04% (а это около половины допустимой в большинстве штатов цифры) уже отрицательно сказывается на сознании и моторике, и в первую очередь страдает способность принимать решения. Обычно, от 30 до 50% всех аварий связаны с ухудшенным состоянием водителя. Алкоголь чаще приводит к авариям со смертельным исходом.
5. Покупай и используй средства безопасности. Современные автомобили значительно безопаснее своих предшественников. Покупай машины, оснащенные тормозами с АБС, антипробуксовочной системой и подушками безопасности. Пристегивайся. Один лишь ремень безопасности вдвое снижает вероятность травмы и смертельного исхода. Запомни эти 5 ключевых правил защитного вождения, и у тебя будут все шансы дожить до почтенного возраста. А это было бы очень кстати — ведь должен же я буду с кем-то играть в шашки в Доме престарелых! Удачи!

Правило 69: Выбирай наиболее безопасный маршрут

Человек — царь природы, венец творения и все такое, но он слаб и уязвим — как любой другой организм. Поэтому мы стараемся избегать неблагоприятных ситуаций. И именно поэтому я практикую защитное вождение. Я езжу на работу на мотоцикле по загруженным магистралям Финикса, штат Аризона. Как вы понимаете, это довольно опасное занятие. В городе, в час пик, мотоциклист имеет дело с людьми, которые спешат, нервничают, злятся и отвлекаются. И если я буду считать ворон, то стану украшением чьего-нибудь капота. В зависимости от маршрута, меня подстерегают разные опасности. На городских улицах и бульварах особенно опасны перекрестки (это, по статистике, вообще самые опасные места в городе). На трассе, я рискую попасть под колеса, если резко заторможу (поэтому я стараюсь держать дистанцию и не даю остальным «висеть у себя на хвосте»). Еще бывают водители, резко перестраивающиеся в другую полосу, не посмотрев перед этим через плечо. И, чтобы лишний раз не рисковать, я стараюсь держаться подальше от групп автомашин в общем потоке — так, чтобы рядом была хотя бы одна свободная полоса — и слежу за машинами даже в двух рядах от меня. Я отдаю себе отчет, что автомагистрали безопаснее, поэтому предпочитаю их городским улицам. На работу я добираюсь по трассе Interstate 10 до SR51, а там пользуюсь транспортной развязкой. Выехав на SR51, я стараюсь попасть в «car pool lane» (прим. переводчика: car pool lane — полоса (обычно крайняя левая), где в определенные часы разрешается движение только общественному траспорту или автомобилям с определенным числом пассажиров, указанным на знаке. Во многих штатах там также разрешено движение мотоциклистов.) — это самое безопасное место на трассе, но добраться до него нужно через три ряда плотного потока машин, которые к тому же часто и беспорядочно перестраиваются. В это время суток мотоциклист здесь как хромая утка на пруду, в первый день охотничьего сезона. Я придумал для себя иной маршрут. Новый маршрут лежит вокруг центра города Финикс по улице с относительно редким движением, и на SR51 я выезжаю в трех километрах южнее той загруженной развязки. Движение здесь не такое интенсивное, и количество полос на дороге постепенно увеличивается. Так что я могу спокойно держаться в левом ряду и оказываюсь в нужной «car pool lane» до того, как попадаю на опасный участок. Выбрав менее опасный маршрут, я значительно снизил вероятность несчастного случая. Планируя очередной маршрут, особенно по дорогам, которые используешь чаще всего, задумайся о возможных опасностях. Можно ли объехать стороной опасный перекресток? А может быть — есть маршрут, на котором нет ни одного левого поворота? Или не особо загруженная автомагистраль, как альтернатива маршруту с тридцатью перекрестками? Планирование и сведение риска к минимуму — это тоже одна из составляющих защитного вождения.

Правило 68: Не "накачивай" тормоза c АБС

Антиблокировочные системы появились довольно давно, но некоторые водители до сих пор не знают, что это такое и как оно работает. Несколько лет назад я, по случаю, прошел курс «тактического вождения», где офицеров полиции обучают маневрированию, управлению, торможению, разворотам и т. п. без потери контроля над машиной. Пройдя курс, я получил довольно хорошее представление о том, на что способны (и не способны) наши машины. Я понял, что высокоэффективное вождение требует практики, причем длительной. Большинство из нас не имеют возможности учиться этому у грамотных преподавателей. Вот почему тормоза с АБС так важны. Экстренное торможение без АБС базируется на технике, называемой «импульсное» или «пороговое торможение». Это выглядит как «накачивание» тормозов ногой, однако бездумное «накачивание» не сделает торможение более эффективным, скорее даже наоборот. Здесь важно «чувствовать», как ведут себя колеса и тормоза. Пороговое торможение подразумевает давление на тормоза до некоторой точки, при которой машину вот-вот занесет, и последующий немедленный сброс давления, чтобы избежать этого самого заноса. Цикл периодически повторяется — до остановки машины. Но это довольно сложно. Ты должен буквально «чувствовать» машину. Здесь все решают доли секунды, и нужно быть достаточно ловким, чтобы оставаться на грани между «скольжением» и торможением, не давая колесам заблокироваться. Освоив эту технику, ты сможешь останавливаться быстрее, чем любым иным способом. Но это требует практики — я раз десять сбивал конусы на полигоне, прежде чем смог перед ними остановиться. Я — Боб, Убийца Конусов! Пороговое торможение — это как раз то, что за тебя делает АБС. Сенсоры, установленные на каждом из колес, «чувствуют», что колесо вот -вот заблокируется, а особый компьютер принимает этот сигнал и «отдает команду» тормозам ослабить давление, чтобы предотвратить занос и сохранить управляемость машины. Это очень важно в экстренной ситуации. В панике втапливая педаль тормоза, оборудованного АБС, ты сможешь объехать неожиданную преграду — будь то конусы на полигоне или другая машина. Или ребенок. Попрактиковавшись в экстренном торможении как с, так и без АБС, я могу сказать одно — я ни в коем случае не стану покупать машину без АБС. Имей в виду: пытаясь «накачивать» тормоза с АБС, ты будешь мешать им работать. Если на машине есть эта система, просто утопи педаль в пол до предела и удерживай ее, что бы ты ни слышал и ни чувствовал в это время. Тормоза начнут пульсировать и стучать. Не отпускай педаль до тех пор, пока надобность в торможении не отпадет. Рекомендую найти где-нибудь пустую стоянку и попробовать резко затормозить. Настолько резко, чтобы сработала АБС. Ты услышишь и почувствуешь, как ведет себя машина в это время. И если, не дай Бог, тебе придется резко тормозить в реальной ситуации — это не станет для тебя неожиданностью. И, вполне возможно, это спасет твою или чью-то еще жизнь.

Правило 67: Усаживай детей в центре

Не секрет, что детский организм особенно слаб и хрупок, в сравнении со взрослым. Это знают все родители. Кости недостаточно прочны, и даже незначительное внешнее воздействие может оказаться фатальным для ребенка. Поэтому очень важно правильно рассаживать детей в автомобиле. Самое безопасное место для ребенка — в середине заднего сиденья, в специальном кресле (если возраст позволяет). Сиденье рядом с водителем — небезопасно для малыша, да и для взрослого тоже. Это место в Америке иногда называют сиденьем «самоубийц», потому что в критический момент водители инстинктивно выворачивают руль влево, спасаясь от удара и подставляя правый борт, а еще потому, что самая частая причина серьезных аварий в городе — «невовремя» выполненный левый поворот. Более того, пассивные системы безопасности рассчитаны на взрослого, а не на малыша, и это еще более повышает вероятность травмы. И ремни, и подушки безопасности могут ранить пассажира, если они не «подогнаны». Самым правильным будет рассадить всех детей на заднем сидении. Скажу даже более конкретно — дети НИКОГДА не должны сидеть на переднем сидении, если перед ним установлена подушка безопасности. Если она выстрелит, ребенок может пострадать или даже погибнуть, ремни безопасности могут не справиться с защитой ребенка в полной мере, а вероятность удара с этой стороны повышена. Если ты уже прочел мои предыдущие правила, то знаешь, что я редко говорю слово «никогда». В большинстве автомобилей есть центральные ремни безопасности. Размещение ребенка в специальном кресле в центре заднего сидения убережет его от удара в заднюю боковую дверцу. Позаботься о том, чтобы кресло не только было привязано как следует, но и подходило к автомобильному сидению по размерам. Во многих штатах закон разрешает по достижении пяти лет усаживать ребенка на сиденье уже без кресла. Но старайся использовать кресло настолько долго, насколько это возможно. Если кресло подходит ребенку по размерам, ему будет безопаснее в этом кресле. В некоторых штатах закон предписывает использование кресла до определенного возраста или веса. Но здесь нужно быть осторожным. Если ребенок тяжелее своих сверстников, это еще не значит, что его кости достаточно крепки. Скорее наоборот, он еще более нуждается в кресле, потому что его неоформившиеся кости испытывают дополнительную нагрузку. Многие штаты даже меняют свои законы, указывая только возрастное ограничение, вместо ограничения по возрасту или по весу. Дети — наш самый драгоценный «груз», так пусть они сидят в самом безопасном месте. В центре.

Правило 66: Позаботься о незакрепленных объектах

Незакрепленный объект в машине — очень частая причина травм при аварии. Во время резкого торможения (как при столкновении) вместе с автомобилем останавливаются только пристегнутые, прикрученные, короче говоря — зафиксированные предметы. Все остальные продолжают движение с прежней скоростью, пока не наткнутся на что- нибудь. Например — на тебя. Даже сравнительно легкие объекты способны причинить тяжелые травмы. Влетевшая в затылок двухсотграммовая бумажная коробка на скорости 100 км/ч чувствуется примерно как пудовая гиря. Удовольствие, прямо скажем, среднее. Тяжелые предметы бьются еще больнее. Приходилось когда-нибудь возить в машине шар для боулинга? А консервы, только что купленные в супермаркете? Силы, высвобождающиеся при столкновении, могут превратить эти железки в пушечные ядра — и вот ты уже на больничной койке. Однако, неодушевленные объекты — не единственная угроза. Если я не справляюсь с управлением и врезаюсь во что-нибудь, или же кто-то другой врезается в меня, то все непристегнутые пассажиры ведут себя как те консервы — т. е. превращаются в пушечные ядра. Бывали случаи, когда хорошо пристегнутые водители гибли по вине вообще непристегнутых пассажиров. Дети, незакрепленные в специальных сидениях, вполне могут вылететь через лобовое стекло. Некоторые родители воображают себе, что сумеют удержать малыша, в случае чего. Но это — вряд ли. Слишком велика бывает мощь удара. В моей машине все и всегда пристегиваются. Иначе никто никуда не едет. Осмотри машину. Убедись, что все на своих местах — в багажнике, в грузовой сетке и т. п. Чтобы ничто, кроме слов твоей любимой песни здесь не летало!

Правило 65: Не вози людей в кузове пикапа!

Кузов пикапа предназначен для грузов. Если тебе не безразлична судьба твоих пассажиров (или домашних животных) — не позволяй им сидеть в кузове. Даже самый опытный водитель в мире не может контролировать все и всегда. Тебя могут «подрезать» или спровоцировать аварию как-нибудь еще. При столкновении, резкое торможение и прочие силы выбросят человека из кузова. В большинстве случаев, «держаться крепче» здесь бесполезно — даже на малых скоростях. В некоторых авариях, в которых я был свидетелем, пассажиры вылетели из кузова и попали под колеса других машин. Помню, как недалеко от моего дома произошла авария. Девушка сидела в кузове джипа, и ее выбросило на дорогу, после чего джип раздавил ее, когда в него врезалась другая машина. Та вторая машина проехала на знак STOP. Говорят, эта девушка ВСЕГДА пристегивалась, кроме этого раза. А не пристегнулась она потому, что ремней безопасности не хватило на всех, и она рассадила своих друзей на сидениях, а сама осталась в кузове. Ей было всего-лишь семнадцать. Очаровательное создание. Я уверен, что ее семья до сих пор скучает по ней. Некоторые водители разрешают пассажирам находиться в кузове пикапа только если он накрыт особым коробом («camper shell») — они полагают, что это защитит людей при столкновении. Но, в большинстве случаев, это довольно хлипкие конструкции. Если машина перевернется, такая коробка сомнется как жестяная банка. Ну, разве что твой грузовик оборудован особой защитной рамой на случай переворота и все места в кузове оборудованы обычными и плечевыми ремнями безопасности — в этом случае пассажиры достаточно хорошо защищены. В большинстве штатов нет закона, запрещающего езду в кузове пикапа. Однако, в некоторых штатах это запрещено для некоторых категорий людей. В Аризоне, к примеру, есть закон, предписывающий размещение всех детей младше пяти лет в специальных детских сидениях, правильно размещенных в машине. Как правило, люди, сидящие в моей машине, — это мои близкие; так что, по закону или нет, пассажиры и домашние животные сидят ВНУТРИ моего грузовика, где куда как более безопасно, чем в кузове.

Правило 64: Береги голову!

Какой человеческий орган в случае травмы восстанавливается медленнее всех остальных (если вообще восстанавливается)? 40..50% черепно-мозговых травм случаются в автоавариях, и, даже если эти травмы незначительны, они могут изменить всю дальнейшую жизнь человека. 20% детских черепно-мозговых травм — результат падения с велосипеда. Руки, ноги и ребра могут «зажить». К сожалению, поврежденный мозг выздоравливает не всегда. При незначительных черепно-мозговых травмах восстановление занимает 3..4 месяца — в большинстве случаев (причем некоторые больные так и не выздоравливают). При травмах средней степени тяжести это уже 6..9 месяцев. При тяжелых черепно-мозговых травмах люди полностью восстанавливаются очень редко. Согласно данным британской ассоциации Хеадвэй, специализирующейся на таких травмах, долговременные — или даже пожизненные — последствия любой черепно-мозговой травмы могут быть следующими:
• потеря чувствительности
• ухудшение восприятия, распознавания зрительных образов и оценки окружающей действительности
• заторможенные реакции
• неадекватное поведение
• неспособность концентрироваться
• изменение характера
• ухудшение двигательных функций
• плохая память
• пониженная обучаемость и коммуникативность.
Даже если не принимать в расчет физическую боль и сопутствующие головные боли, разве это та жизнь, которую ты хотел бы прожить? Сразу после травмы, осложнения (и дальнейшее повреждение) могут быть вызваны недостатком кислорода из-за кровопотери или закупорки сосудов, а также из-за повышения кровяного давления и отека тканей, сдавленных черепной коробкой. Как говорят в Хеадвэй, «предупреждение лучше лечения». И даже необязательно биться обо что-то головой, чтобы ее повредить — достаточно резкого, «хлесткого» движения, чтобы деформировались тысячи нервных волокон, и разорвались вены и артерии в мягких тканях. Отрегулируй подголовники как следует, и не забывай о ремнях безопасности. Подголовники должны быть выставлены на уровне головы, а не шеи, иначе рывок головой «вокруг» подголовника может окончиться еще более серьезной травмой. Другая частая причина черепно-мозговых травм — выброс из машины. На многих «кладбищах автомобилей» можно найти экземпляры с характерным отверстием в лобовом стекле — это значит, что кое-кто забыл пристегнуться. Непристегнутый человек может не просто вылететь из машины, но и налететь головой на какой-нибудь объект (скажем, на телефонную будку). Чтобы серьезно повредить голову, нужно всего ничего — удар на скорости 6 км/ч. Один мой друг умер после такого вот «пустякового» удара, поэтому эта тема так важна для меня. Некоторые виды транспорта особенно травмоопасны. Много лет назад меня выбросило из мотоцикла на скорости 70 км/ч. Я помню, как летел головой вперед. Работники травматологий знают, что авария на мотоцикле — очень частая причина черепно-мозговых травм, и то же самое касается велосипедистов. Я всегда надеваю шлем, причем самый лучший шлем, какой только можно купить. Велосипедистам тоже следует заботиться о собственной безопасности — хороший шлем может стать границей между жизнью «всадника» и жизнью «овоща».

Правило 63: Ремни и подушки безопасности работают в паре!

Любая авария оканчивается тремя ударами. Первый удар принимает на себя машина. После этого сидящий внутри человек бьется об выступающие элементы в салоне автомобиля. И, наконец, внутренние органы человека ударяются друг об друга и о кости скелета. Звучит устрашающе, не так ли? К счастью, у нас есть «друзья», всегда готовые прийти на выручку. Автомобиль спроектирован так, чтобы сжиматься «в гармошку» вокруг тебя и, тем самым, поглощать энергию удара. Некоторые сетуют, что современные машины какие- то «хлипкие», по сравнению со старыми. И слава Богу. Да, современная машина спроектирована так, чтобы сминаться и поглощать энергию удара, и ее ремонт обойдется дороже. Но этот счет за ремонт — фактически счет за обеспечение твоей же безопасности. В старинных машинах, больше походящих на танки, ударопрочная конструкция не оставляла пассажирам ни единого шанса выйти целыми и невредимыми из серьезной аварии. Во-вторых, интерьер современных автомобилей спроектирован так, чтобы «второй удар» повлек за собой как можно меньше последствий. Более мягкие пластик, винил и обивка позволят тебе избежать лишних травм. Кроме того, здесь вступают в игру подушки безопасности. В последнее время такие подушки стали даже «умнее» — они могут «чувствовать» серьезность аварии и физические характеристики пассажира, и точнее рассчитывать силу выброса и время задержки подушки, чтобы лучше защитить «клиента». Автопроизводители постоянно изобретают и добавляют новые типы подушек безопасности (боковые, например), чтобы обеспечить дополнительную безопасную зону вокруг водителя и пассажиров. И, наконец, что насчет «третьего удара»? Вспомним парашют. После прыжка с большой высоты, тебя убивает не само падение, а мгновенная остановка в конце. Парашютист избегает этой мгновенной остановки при помощи парашюта. В момент открытия, тот не сразу снижает скорость падения человека, но создает тягу, необходимую для постепенного «торможения». Через несколько секунд скорость снижается до величины, достаточной для безопасного приземления. Твой ремень безопасности работает по тому же принципу. Во время аварии он натягивается, когда тебя бросает вперед, и тем самым сглаживает перепад между скоростями «до» и «после» удара. Так что, один лишь ремень безопасности способен предотвратить некоторые (если не все) повреждения, вызванные «вторым» и «третьим» ударами. К счастью, есть еще подушки безопасности, которые обеспечивают дополнительную защиту. Подведем итог. Подушки безопасности — это вспомогательные системы, и не работают сами по себе. Они работают только в паре с ремнями безопасности. Они не помогут, если тебя уже нет на сидении после удара. Если же пристегиваться правильно, то ремни помогут тебе остаться в том положении, где может защитить подушка безопасности. Так что позаботься о том, чтобы эти две системы работали в паре, то есть так, как их спроектировали разработчики.

Правило 62: Не пересекай разделительную линию на автострадах!

Относительная безопасность автомагистралей базируется на том принципе, что все машины едут в одном направлении с приблизительно одинаковыми скоростями, а перекрестки отсутствуют как таковые. Это не только способствует безопасности движения, но и повышает пропускную способность дороги. Система междуштатных автострад была впервые предложена президентом Эйзенхауэром. А он впервые увидал нечто подобное, когда возглавлял наши войска на германском фронте в 1944 и 1945 годах. Это была система немецких автобанов. Президент был очень впечатлен эффективностью подобных высокотехнологичных сооружений в плане транспортировки войск и грузов. Впоследствии, он предложил Американскую Междуштатную Систему, и исходил при этом, по большому счету, из военно-стратегических соображений. Междуштатная Система имеет и другое название — Автомагистральная Система Национальной Безопасности. Мы набираем скорость на въезде, и тормозим на съезде, однако, в моменты «входа» и «выхода» с автострады, мы должны перемещаться со скоростью, близкой к скорости всего остального потока. А если мне вдруг понадобилось развернуться? Пересечение разделительной линии или зоны требует оттормаживания в левом ряду, т. е. как раз там, где скорость потока максимальна. Можно поступить и по другому — затормозить в правом ряду и выполнить левый разворот наперерез всему потоку машин, несущихся со скоростью 110 км/ч. Эдакий подвиг камикадзе. Оказавшись в разделительной зоне, мы должны высмотреть окно в потоке, идущем в противоположном направлении. В зависимости от загруженности дороги, нам придется или предельно быстро набирать скорость в левом ряду этого потока (где средняя скорость выше 110 км/ч), или, опять же, пересекать его весь, чтобы попасть в правый ряд, и разгоняться уже там. Так вот, не смотря на очевидную опасность таких маневров, водители делают это изо дня в день, ставя на карту не только свою, но и чужие жизни. Единственный законный и БЕЗОПАСНЫЙ разворот на автостраде делается так: доезжаешь до ближайшего съезда и покидаешь автостраду, затем пользуешься транспортной развязкой и снова въезжаешь на автостраду, но уже в нужном направлении. Ты спросишь — а для чего же тогда на многих трассах проложены эдакие дорожные «перемычки», соединяющие оба потока? «Перемычки», точнее — «технологические разрывы» — предназначены исключительно для рабочих, обслуживающих автостраду, и для представителей закона. Всем остальным доступ сюда воспрещен. Кроме того, это очень опасно, поэтому никогда не пользуйся этими «перемычками»!

Правило 61: Никогда не останавливайся на автостраде!

Да, конечно, это и ежу понятно. Но изо дня в день мы видим машины, стоящие на обочинах скоростных автотрасс. Возможно, у тебя просто нет другого выбора из-за поломки; в противном случае воспользуйся ближайшим съездом и найди парковку, чтобы выбраться из потока на минуту-другую и посмотреть в карту, сменить компакт- диск и т. п. Ты можешь возразить, что очень легко заметить стоящую на обочине машину, а избежать столкновения — и подавно. Однако, статистика неумолима — такие аварии случаются, и довольно часто. Я думаю, большая часть из них происходят вследствие того, что многие водители не желают ничего видеть дальше собственного капота. Еще бывает, человек отвлекается на что-либо в машине и она начинает съезжать в сторону. А может случиться и так, что водитель малость не в себе, скажем, под воздействием алкоголя. Он может упереться взглядом в машину на обочине и в таком вот трансе въехать прямо в нее. Между прочим, в часы пик практически каждый второй водитель имеет проблемы с вниманием и реакцией из-за усталости или нервоза, и вполне может спровоцировать аварию. Обочина автострады — предельно опасное место. Остановка на ней опасна настолько, что дорожные патрульные обучены никогда не стоять между двух машин, чтобы не оказаться раздавленным в случае, если в их машину врежется сзади третий автомобиль. Если моя машина ломается в дороге, и я вынужден остановиться со спущенным колесом, то ремонт его на месте — это последнее, что я бы в такой ситуации стал делать. Вообще говоря, я бы оставался в машине и вызвал эвакуатор. Возиться с колесом нужно где нибудь за пределами скоростной автомагистрали, где нет машин, несущихся на скорости 120 км/ч. Может быть, ты это и сам заметил, но большинство водителей даже не притормаживают, завидя стоящую машину, и не перестраиваются влево, так что между пыхтящим над колесом бедолагой и несущимися мимо тоннами железа нет и полуметра. Хуже этого могут быть только его ноги, торчащие из-под машины на проезжую часть. Если же ты все-таки решился отойти от машины, то некоторые эксперты по безопасности рекомендуют идти по ходу движения, а не навстречу ему. Логика здесь такова, что другие водители скорее заметят тебя, если только что видели стоящую машину. Не могу сказать, насколько эта теория верна, но она стоит того, чтобы иметь ее в виду. В любом случае, лучше оставаться в машине, разве что ты можешь БЫСТРО уйти в безопасное место, подальше от машины и от дороги (например, вверх по склону придорожного холма). Ты можешь вернуться к своему автомобилю позже, когда за ним приедет эвакуатор.

Правило 60: Оставайся в среднем ряду из соображений безопасности

Рассчитывая маршрут, ты можешь оказаться перед выбором — ехать по автостраде или по городской улице. Автострада предпочтительнее, поскольку вероятность аварии здесь ниже. На скоростных дорогах нет перекрестков, и, за редкими исключениями, все машины едут одинаково быстро. Это делает дорогу безопаснее. Но по которой из полос автострады ехать безопаснее всего? На мой взгляд, в большинстве случаев — по средней. Вообще говоря, это мое правило основывается на опыте и простой логике. Мы можем иметь разные точки зрения на этот счет, но я хотел бы, чтобы ты поразмыслил над этим сам. Некоторые инструкторы рекомендуют всегда держаться в правом ряду. Обычно я с этим не согласен, но могу их понять. (Кстати, сидя за рулем мотоцикла, я часто пользуюсь этой их рекомендацией, по ряду других важных причин). Их точка зрения основывается на том, что в правом ряду скорости несколько ниже. Поэтому в случае столкновения последствия могут оказаться не столь трагичными. Однако, вблизи въездов и съездов с автомагистрали правая полоса становится подобием перекрестка. Поскольку именно здесь машины постоянно совершают въезды и выезды из правой полосы, вероятность аварии, хотя бы даже и несерьезной, здесь выше. Я же стремлюсь избегать ЛЮБЫХ столкновений. Другие инструктора считают, что левый ряд наиболее безопасен, поскольку в нем меньше машин. Но ведь мы называем эту полосу «полосой обгона» или «высокоскоростной полосой», не так ли? Случись авария в этом ряду, последствия могут оказаться более серьезными из-за повышенных скоростей. Кроме того, во многих штатах вообще запрещена езда в левом ряду, если ты никого не обгоняешь, и в этом случае ты должен держаться правее. Кстати, существует ли такое понятие как «высокоскоростная полоса» в принципе? Отличается ли скоростной режим в левом ряду от всех остальных? Ответ на оба этих вопроса — «Нет». Допустимо ли превышение скорости во время обгона? Тоже нет, вопреки расхожему мнению. Я считаю, что средний ряд или ряды наиболее безопасны. Ты должен избегать попаданий «в окружение». Выбирай такую скорость, чтобы вокруг машины всегда оставалось безопасная «прослойка». Не езди в чужих «слепых зонах», и не позволяй другим ездить в твоих. В средней полосе легче маневрировать, поскольку у тебя есть два варианта. Если ты следишь за своей «зоной безопасности», то единственное, о чем тебе остается беспокоиться, так это о тех, кто обгоняет тебя, или кого обгоняешь ты сам. Оставляя по свободной полосе слева и справа, ты имеешь больше шансов уклониться от опасности, в случае чего. В центральном ряду ты защищен от возможных недоразумений, которые случаются в правой полосе, и не стоишь на пути у лихачей, несущихся по левой. Те же, кто догоняют тебя сзади, смогут просто выполнить обгон слева или справа, если захотят. Имея все это в виду, я предпочитаю оставаться в среднем ряду.

Правило 59: Остерегайся машин, стоящих у пешеходного перехода

Это простое правило, о котором многие водители просто забывают. Мы все знаем, что обязаны уступать дорогу пешеходам, переходящим улицу. Но как насчет тех из них, которых мы не видим? Всякий раз, подъезжая к пешеходному переходу и видя автомобиль, идущий в одном с тобой направлении и стоящий перед «зеброй», ты обязан остановиться и убедиться, что перед этим автомобилем никого нет, и только после этого продолжить движение. Это не просто «защитное вождение» — очень часто этого требует закон. Да, ты можешь видеть НЕКОТОРЫХ пешеходов, идущих по зебре перед тем стоящим автомобилем, но кое-кого ты можешь и не заметить — ребенка или инвалида на коляске. Пешеход может наклониться, чтобы поднять что-нибудь с дороги, и, тут же выпрямившись, шагнуть тебе под колеса. Именно поэтому запрещены обгоны возле пешеходных переходов рядом со школами. Обгоняя стояший или медленно едущий автомобиль возле школы, ты подвергаешь опасности детей, которые могут остаться незамеченными из-за этой машины. Поэтому в таких местах предписывается «держать строй» в потоке машин. Будь внимателен, приближаясь к перекрестку, и если видишь, что кто-то уже остановился — притормози и остановись сам, пока не выяснишь, ПОЧЕМУ он остановился. И только после этого езжай дальше. Твоя осторожность может сохранить чью-то жизнь.

Правило 58: Сдай вправо, приближаясь к перекрестку

Передвигаясь в окружении других машин, очень важно быть видимым. Никогда нельзя быть уверенным в том, что другой парень достаточно внимателен, потому -что иногда он включает свой «автопилот». Тебя могут не увидеть по целому ряду причин. Постарайся сделать так, чтобы он тебя увидел. В то время как ты подъезжаешь к забитому машинами перекрестку, автомобили из встречного потока (особенно те из них, что поворачивают влево) могут тебя и не заметить. В темное время суток многие водители испытывают проблемы с так называемым «ощущением глубины», так что им трудно выделять отдельные машины на фоне других источников света и теней. Кроме того, выстроившиеся в левом ряду автомобили могут скрыть от встречного потока факт твоего приближения. Риск аварии повышается также в сумерках или когда солнце находится у тебя за спиной. В этой ситуации может помочь простое смещение вправо — чтобы лучше выделяться на общем фоне; это особенно важно для мотоциклистов, но я поступаю точно также, сидя за рулем своего пикапа. Одного лишь движения вправо может оказаться достаточно для того, чтобы тебя заметили встречные водители — это относительное движение поможет их глазам выделить тебя на общем фоне. Я смещаюсь вправо еще и для того, чтобы оставаться в поле зрения встречного потока, несмотря на машины слева от меня, выполняющие левый поворот. Кроме того, всякий раз, когда я сижу за рулем мотоцикла и подозреваю, что все еще невидим, я мигаю фарами, чтобы убедиться, что встречные машины видят меня на фоне городских огней и фар других автомобилей. После этого, я смотрю на его передние колеса. Если он меня не заметил и начинает поворачивать наперерез, я мгновенно это замечу по его колесам, начинающим поворачивать, и успею притормозить и объехать, избегая столкновения. А если я думал наперед, то уже сбросил скорость перед приближением к перекрестку. Благодаря все этим действиям, выполненным последовательно, можно вполне предотвратить «случайную» аварию.

Правило 57: Избегай полос "реверсивного движения"

Бывает, что в городах центральные полосы некоторых больших улиц используются как «полосы реверсивного движения». Они помогают избегать пробок, когда в часы пик основная масса машин движется в одном направлении. К примеру: в Финиксе, штат Аризона, 7-я Авеню оборудована центральной полосой для поворачивающих налево из обоих направлений — между Северной Авеню и МакДауэлл Роуд (в общей сложности 10 километров). Но в утренние часы пик (с шести до девяти), эта центральная полоса предназначена исключительно для машин, едущих в южном направлении к центру города. После обеда, между тремя и семью вечера, эта полоса используется только для машин, направляющихся на север — те же самые люди возвращаются с работы. Эти ряды помогают обеспечивать бесперебойное движение, когда обычные полосы не справляются с нагрузкой. Короче говоря, все это выглядит очень хорошо. Но я никому НЕ советую пользоваться полосами реверсивного движения, а если кто-то все-таки ими пользуется, то предупреждаю о возможных опасностях. Во-первых, вождение в полосе реверсивного движения означает предельную близость к потоку машин, идущих в противоположном направлении — вас разделяет всего ничего. Часто бывает, что эти ряды несколько уже обычных, и это может стоить тебе бокового зеркала, а то и чего похуже. Во-вторых, эти полосы предназначены для движения только в определенные часы. Скажем, некоторая полоса реверсивного движения начинает работу в семь утра (обычно часы работы обозначены на дорожных указателях). Когда ты последний раз сверял часы с остальными водителями на этой улице? То-то же. Левые повороты обычно запрещены, когда эти полосы начинают работу в режиме реверсивного движения. Так что хотя твой швейцарских хронограф и показывает 7:01 утра, на китайской подделке другого парня может высвечиваться 6:59. Так что, если он вдруг начнет поворачивать налево из центральной полосы — у вас обоих проблемы. Ведь такое вполне может случиться, разве нет? А может случиться и так, что у того, другого парня включился режим «туннельного зрения» и он вообще не видит никаких дорожных знаков, забыл о времени суток, и просто на автомате вспоминает, что вот ему пора сворачивать налево, а он как раз в центральной полосе, что очень кстати. И делает он это все в тоже самое время как ты думаешь, что это скоростная полоса реверсивного движения. Не хотел бы я оказаться на твоем месте в такой момент. Полосы реверсивного движения были хорошей попыткой разгрузить дороги при наименьших затратах, так что не пришлось расширять некоторые улицы или может даже урезать чью-то частную собственность ради улучшения дороги. Может быть, они позволили некоторым городам сэкономить некоторую сумму и направить эти деньги на другие нужные проекты. Но человеку свойственно ошибаться, в том числе и за рулем автомобиля, и такие вот полосы только усугубляют ситуацию, что не есть хорошо с точки зрения защитного вождения. Когда-то в городе Туксон было несколько полос реверсивного движения, но недавно они избавились от последней из них. Финикс все — еще не может расстаться с этими полосами, но хочется верить, что однажды это произойдет, и их трансформируют в обычные двусторонние полосы для поворачивающих налево. А тем временем я предпочитаю держаться правее, в нормальных рядах — подальше от неприятностей.