Смотритель: testdrive

Правило 70: Используй Систему Защитного Вождения Дядюшки Боба

Это мое последнее, семидесятое по счету, правило защитного вождения. Разумеется, мы могли бы придумать еще парочку. Однако предыдущие 69 правил покрывают все основные и множество второстепенных концепций, от общих до более специфических. В Правиле №5 я говорил, что если бы ВСЕ водители соблюдали 4 базовых правила, то никто и никогда не погиб бы в автомобильной катастрофе. Пожалуйста, прочти их еще раз (а я, пожалуй, допишу еще одно...):
1. Будь внимателен. Наиболее вероятная причина аварии — невнимательность и отвлеченность. Практически каждое столкновение — результат одного или второго, или обоих вместе взятых. Когда я за рулем — вождение становится моей первостепенной задачей. Это я в ответе за тонну металла, резины и стекла, несущуюся по дороге. Разговаривая по телефону, уплетая бутерброд и даже просто размышляя о чем-то постороннем, я подвергаю свою и твою жизнь опасности. Я не имею права подвергать твою жизнь опасности. Поэтому я должен оставаться предельно внимателен.
2. Не гони. Лихачи говорят, что превышение скорости к аварии не приведет. Это — чушь. Превышение скорости (точнее, вождение на скорости более высокой, чем того позволяют дорожные условия) оставляет тебе меньше времени на реакцию и меньшую дистанцию, которые могут понадобиться для уклонения от столкновения. Кроме того, чем выше скорость — тем страшнее авария.
3. Соблюдай «Правило Двух Секунд». Порядка 40% всех аварий — результат несоблюдения дистанции. Соблюдай дистанцию. Это одно из самых базовых правил, и им так часто пренебрегают. Помни и о том, что 2 секунды — это минимум, а еще лучше 3 или даже 4, т. к. и двух секунд бывает недостаточно. В плотном потоке это особенно важно, хотя на первый взгляд это правило здесь неприменимо.
4. Не садись за руль, если нетрезв или нездоров. Выжди как минимум 2 часа после каждой рюмки (50 г), прежде чем сесть за руль. Твоя голова должна быть ясной на все сто. Даже малые дозы алкоголя угнетают наиболее важные функции организма, которые так нужны водителю. Исследования показали, что концентрация 0,03..0,04% (а это около половины допустимой в большинстве штатов цифры) уже отрицательно сказывается на сознании и моторике, и в первую очередь страдает способность принимать решения. Обычно, от 30 до 50% всех аварий связаны с ухудшенным состоянием водителя. Алкоголь чаще приводит к авариям со смертельным исходом.
5. Покупай и используй средства безопасности. Современные автомобили значительно безопаснее своих предшественников. Покупай машины, оснащенные тормозами с АБС, антипробуксовочной системой и подушками безопасности. Пристегивайся. Один лишь ремень безопасности вдвое снижает вероятность травмы и смертельного исхода. Запомни эти 5 ключевых правил защитного вождения, и у тебя будут все шансы дожить до почтенного возраста. А это было бы очень кстати — ведь должен же я буду с кем-то играть в шашки в Доме престарелых! Удачи!

Правило 69: Выбирай наиболее безопасный маршрут

Человек — царь природы, венец творения и все такое, но он слаб и уязвим — как любой другой организм. Поэтому мы стараемся избегать неблагоприятных ситуаций. И именно поэтому я практикую защитное вождение. Я езжу на работу на мотоцикле по загруженным магистралям Финикса, штат Аризона. Как вы понимаете, это довольно опасное занятие. В городе, в час пик, мотоциклист имеет дело с людьми, которые спешат, нервничают, злятся и отвлекаются. И если я буду считать ворон, то стану украшением чьего-нибудь капота. В зависимости от маршрута, меня подстерегают разные опасности. На городских улицах и бульварах особенно опасны перекрестки (это, по статистике, вообще самые опасные места в городе). На трассе, я рискую попасть под колеса, если резко заторможу (поэтому я стараюсь держать дистанцию и не даю остальным «висеть у себя на хвосте»). Еще бывают водители, резко перестраивающиеся в другую полосу, не посмотрев перед этим через плечо. И, чтобы лишний раз не рисковать, я стараюсь держаться подальше от групп автомашин в общем потоке — так, чтобы рядом была хотя бы одна свободная полоса — и слежу за машинами даже в двух рядах от меня. Я отдаю себе отчет, что автомагистрали безопаснее, поэтому предпочитаю их городским улицам. На работу я добираюсь по трассе Interstate 10 до SR51, а там пользуюсь транспортной развязкой. Выехав на SR51, я стараюсь попасть в «car pool lane» (прим. переводчика: car pool lane — полоса (обычно крайняя левая), где в определенные часы разрешается движение только общественному траспорту или автомобилям с определенным числом пассажиров, указанным на знаке. Во многих штатах там также разрешено движение мотоциклистов.) — это самое безопасное место на трассе, но добраться до него нужно через три ряда плотного потока машин, которые к тому же часто и беспорядочно перестраиваются. В это время суток мотоциклист здесь как хромая утка на пруду, в первый день охотничьего сезона. Я придумал для себя иной маршрут. Новый маршрут лежит вокруг центра города Финикс по улице с относительно редким движением, и на SR51 я выезжаю в трех километрах южнее той загруженной развязки. Движение здесь не такое интенсивное, и количество полос на дороге постепенно увеличивается. Так что я могу спокойно держаться в левом ряду и оказываюсь в нужной «car pool lane» до того, как попадаю на опасный участок. Выбрав менее опасный маршрут, я значительно снизил вероятность несчастного случая. Планируя очередной маршрут, особенно по дорогам, которые используешь чаще всего, задумайся о возможных опасностях. Можно ли объехать стороной опасный перекресток? А может быть — есть маршрут, на котором нет ни одного левого поворота? Или не особо загруженная автомагистраль, как альтернатива маршруту с тридцатью перекрестками? Планирование и сведение риска к минимуму — это тоже одна из составляющих защитного вождения.

Правило 68: Не "накачивай" тормоза c АБС

Антиблокировочные системы появились довольно давно, но некоторые водители до сих пор не знают, что это такое и как оно работает. Несколько лет назад я, по случаю, прошел курс «тактического вождения», где офицеров полиции обучают маневрированию, управлению, торможению, разворотам и т. п. без потери контроля над машиной. Пройдя курс, я получил довольно хорошее представление о том, на что способны (и не способны) наши машины. Я понял, что высокоэффективное вождение требует практики, причем длительной. Большинство из нас не имеют возможности учиться этому у грамотных преподавателей. Вот почему тормоза с АБС так важны. Экстренное торможение без АБС базируется на технике, называемой «импульсное» или «пороговое торможение». Это выглядит как «накачивание» тормозов ногой, однако бездумное «накачивание» не сделает торможение более эффективным, скорее даже наоборот. Здесь важно «чувствовать», как ведут себя колеса и тормоза. Пороговое торможение подразумевает давление на тормоза до некоторой точки, при которой машину вот-вот занесет, и последующий немедленный сброс давления, чтобы избежать этого самого заноса. Цикл периодически повторяется — до остановки машины. Но это довольно сложно. Ты должен буквально «чувствовать» машину. Здесь все решают доли секунды, и нужно быть достаточно ловким, чтобы оставаться на грани между «скольжением» и торможением, не давая колесам заблокироваться. Освоив эту технику, ты сможешь останавливаться быстрее, чем любым иным способом. Но это требует практики — я раз десять сбивал конусы на полигоне, прежде чем смог перед ними остановиться. Я — Боб, Убийца Конусов! Пороговое торможение — это как раз то, что за тебя делает АБС. Сенсоры, установленные на каждом из колес, «чувствуют», что колесо вот -вот заблокируется, а особый компьютер принимает этот сигнал и «отдает команду» тормозам ослабить давление, чтобы предотвратить занос и сохранить управляемость машины. Это очень важно в экстренной ситуации. В панике втапливая педаль тормоза, оборудованного АБС, ты сможешь объехать неожиданную преграду — будь то конусы на полигоне или другая машина. Или ребенок. Попрактиковавшись в экстренном торможении как с, так и без АБС, я могу сказать одно — я ни в коем случае не стану покупать машину без АБС. Имей в виду: пытаясь «накачивать» тормоза с АБС, ты будешь мешать им работать. Если на машине есть эта система, просто утопи педаль в пол до предела и удерживай ее, что бы ты ни слышал и ни чувствовал в это время. Тормоза начнут пульсировать и стучать. Не отпускай педаль до тех пор, пока надобность в торможении не отпадет. Рекомендую найти где-нибудь пустую стоянку и попробовать резко затормозить. Настолько резко, чтобы сработала АБС. Ты услышишь и почувствуешь, как ведет себя машина в это время. И если, не дай Бог, тебе придется резко тормозить в реальной ситуации — это не станет для тебя неожиданностью. И, вполне возможно, это спасет твою или чью-то еще жизнь.

Правило 67: Усаживай детей в центре

Не секрет, что детский организм особенно слаб и хрупок, в сравнении со взрослым. Это знают все родители. Кости недостаточно прочны, и даже незначительное внешнее воздействие может оказаться фатальным для ребенка. Поэтому очень важно правильно рассаживать детей в автомобиле. Самое безопасное место для ребенка — в середине заднего сиденья, в специальном кресле (если возраст позволяет). Сиденье рядом с водителем — небезопасно для малыша, да и для взрослого тоже. Это место в Америке иногда называют сиденьем «самоубийц», потому что в критический момент водители инстинктивно выворачивают руль влево, спасаясь от удара и подставляя правый борт, а еще потому, что самая частая причина серьезных аварий в городе — «невовремя» выполненный левый поворот. Более того, пассивные системы безопасности рассчитаны на взрослого, а не на малыша, и это еще более повышает вероятность травмы. И ремни, и подушки безопасности могут ранить пассажира, если они не «подогнаны». Самым правильным будет рассадить всех детей на заднем сидении. Скажу даже более конкретно — дети НИКОГДА не должны сидеть на переднем сидении, если перед ним установлена подушка безопасности. Если она выстрелит, ребенок может пострадать или даже погибнуть, ремни безопасности могут не справиться с защитой ребенка в полной мере, а вероятность удара с этой стороны повышена. Если ты уже прочел мои предыдущие правила, то знаешь, что я редко говорю слово «никогда». В большинстве автомобилей есть центральные ремни безопасности. Размещение ребенка в специальном кресле в центре заднего сидения убережет его от удара в заднюю боковую дверцу. Позаботься о том, чтобы кресло не только было привязано как следует, но и подходило к автомобильному сидению по размерам. Во многих штатах закон разрешает по достижении пяти лет усаживать ребенка на сиденье уже без кресла. Но старайся использовать кресло настолько долго, насколько это возможно. Если кресло подходит ребенку по размерам, ему будет безопаснее в этом кресле. В некоторых штатах закон предписывает использование кресла до определенного возраста или веса. Но здесь нужно быть осторожным. Если ребенок тяжелее своих сверстников, это еще не значит, что его кости достаточно крепки. Скорее наоборот, он еще более нуждается в кресле, потому что его неоформившиеся кости испытывают дополнительную нагрузку. Многие штаты даже меняют свои законы, указывая только возрастное ограничение, вместо ограничения по возрасту или по весу. Дети — наш самый драгоценный «груз», так пусть они сидят в самом безопасном месте. В центре.

Правило 66: Позаботься о незакрепленных объектах

Незакрепленный объект в машине — очень частая причина травм при аварии. Во время резкого торможения (как при столкновении) вместе с автомобилем останавливаются только пристегнутые, прикрученные, короче говоря — зафиксированные предметы. Все остальные продолжают движение с прежней скоростью, пока не наткнутся на что- нибудь. Например — на тебя. Даже сравнительно легкие объекты способны причинить тяжелые травмы. Влетевшая в затылок двухсотграммовая бумажная коробка на скорости 100 км/ч чувствуется примерно как пудовая гиря. Удовольствие, прямо скажем, среднее. Тяжелые предметы бьются еще больнее. Приходилось когда-нибудь возить в машине шар для боулинга? А консервы, только что купленные в супермаркете? Силы, высвобождающиеся при столкновении, могут превратить эти железки в пушечные ядра — и вот ты уже на больничной койке. Однако, неодушевленные объекты — не единственная угроза. Если я не справляюсь с управлением и врезаюсь во что-нибудь, или же кто-то другой врезается в меня, то все непристегнутые пассажиры ведут себя как те консервы — т. е. превращаются в пушечные ядра. Бывали случаи, когда хорошо пристегнутые водители гибли по вине вообще непристегнутых пассажиров. Дети, незакрепленные в специальных сидениях, вполне могут вылететь через лобовое стекло. Некоторые родители воображают себе, что сумеют удержать малыша, в случае чего. Но это — вряд ли. Слишком велика бывает мощь удара. В моей машине все и всегда пристегиваются. Иначе никто никуда не едет. Осмотри машину. Убедись, что все на своих местах — в багажнике, в грузовой сетке и т. п. Чтобы ничто, кроме слов твоей любимой песни здесь не летало!

Правило 65: Не вози людей в кузове пикапа!

Кузов пикапа предназначен для грузов. Если тебе не безразлична судьба твоих пассажиров (или домашних животных) — не позволяй им сидеть в кузове. Даже самый опытный водитель в мире не может контролировать все и всегда. Тебя могут «подрезать» или спровоцировать аварию как-нибудь еще. При столкновении, резкое торможение и прочие силы выбросят человека из кузова. В большинстве случаев, «держаться крепче» здесь бесполезно — даже на малых скоростях. В некоторых авариях, в которых я был свидетелем, пассажиры вылетели из кузова и попали под колеса других машин. Помню, как недалеко от моего дома произошла авария. Девушка сидела в кузове джипа, и ее выбросило на дорогу, после чего джип раздавил ее, когда в него врезалась другая машина. Та вторая машина проехала на знак STOP. Говорят, эта девушка ВСЕГДА пристегивалась, кроме этого раза. А не пристегнулась она потому, что ремней безопасности не хватило на всех, и она рассадила своих друзей на сидениях, а сама осталась в кузове. Ей было всего-лишь семнадцать. Очаровательное создание. Я уверен, что ее семья до сих пор скучает по ней. Некоторые водители разрешают пассажирам находиться в кузове пикапа только если он накрыт особым коробом («camper shell») — они полагают, что это защитит людей при столкновении. Но, в большинстве случаев, это довольно хлипкие конструкции. Если машина перевернется, такая коробка сомнется как жестяная банка. Ну, разве что твой грузовик оборудован особой защитной рамой на случай переворота и все места в кузове оборудованы обычными и плечевыми ремнями безопасности — в этом случае пассажиры достаточно хорошо защищены. В большинстве штатов нет закона, запрещающего езду в кузове пикапа. Однако, в некоторых штатах это запрещено для некоторых категорий людей. В Аризоне, к примеру, есть закон, предписывающий размещение всех детей младше пяти лет в специальных детских сидениях, правильно размещенных в машине. Как правило, люди, сидящие в моей машине, — это мои близкие; так что, по закону или нет, пассажиры и домашние животные сидят ВНУТРИ моего грузовика, где куда как более безопасно, чем в кузове.

Правило 64: Береги голову!

Какой человеческий орган в случае травмы восстанавливается медленнее всех остальных (если вообще восстанавливается)? 40..50% черепно-мозговых травм случаются в автоавариях, и, даже если эти травмы незначительны, они могут изменить всю дальнейшую жизнь человека. 20% детских черепно-мозговых травм — результат падения с велосипеда. Руки, ноги и ребра могут «зажить». К сожалению, поврежденный мозг выздоравливает не всегда. При незначительных черепно-мозговых травмах восстановление занимает 3..4 месяца — в большинстве случаев (причем некоторые больные так и не выздоравливают). При травмах средней степени тяжести это уже 6..9 месяцев. При тяжелых черепно-мозговых травмах люди полностью восстанавливаются очень редко. Согласно данным британской ассоциации Хеадвэй, специализирующейся на таких травмах, долговременные — или даже пожизненные — последствия любой черепно-мозговой травмы могут быть следующими:
• потеря чувствительности
• ухудшение восприятия, распознавания зрительных образов и оценки окружающей действительности
• заторможенные реакции
• неадекватное поведение
• неспособность концентрироваться
• изменение характера
• ухудшение двигательных функций
• плохая память
• пониженная обучаемость и коммуникативность.
Даже если не принимать в расчет физическую боль и сопутствующие головные боли, разве это та жизнь, которую ты хотел бы прожить? Сразу после травмы, осложнения (и дальнейшее повреждение) могут быть вызваны недостатком кислорода из-за кровопотери или закупорки сосудов, а также из-за повышения кровяного давления и отека тканей, сдавленных черепной коробкой. Как говорят в Хеадвэй, «предупреждение лучше лечения». И даже необязательно биться обо что-то головой, чтобы ее повредить — достаточно резкого, «хлесткого» движения, чтобы деформировались тысячи нервных волокон, и разорвались вены и артерии в мягких тканях. Отрегулируй подголовники как следует, и не забывай о ремнях безопасности. Подголовники должны быть выставлены на уровне головы, а не шеи, иначе рывок головой «вокруг» подголовника может окончиться еще более серьезной травмой. Другая частая причина черепно-мозговых травм — выброс из машины. На многих «кладбищах автомобилей» можно найти экземпляры с характерным отверстием в лобовом стекле — это значит, что кое-кто забыл пристегнуться. Непристегнутый человек может не просто вылететь из машины, но и налететь головой на какой-нибудь объект (скажем, на телефонную будку). Чтобы серьезно повредить голову, нужно всего ничего — удар на скорости 6 км/ч. Один мой друг умер после такого вот «пустякового» удара, поэтому эта тема так важна для меня. Некоторые виды транспорта особенно травмоопасны. Много лет назад меня выбросило из мотоцикла на скорости 70 км/ч. Я помню, как летел головой вперед. Работники травматологий знают, что авария на мотоцикле — очень частая причина черепно-мозговых травм, и то же самое касается велосипедистов. Я всегда надеваю шлем, причем самый лучший шлем, какой только можно купить. Велосипедистам тоже следует заботиться о собственной безопасности — хороший шлем может стать границей между жизнью «всадника» и жизнью «овоща».

Правило 63: Ремни и подушки безопасности работают в паре!

Любая авария оканчивается тремя ударами. Первый удар принимает на себя машина. После этого сидящий внутри человек бьется об выступающие элементы в салоне автомобиля. И, наконец, внутренние органы человека ударяются друг об друга и о кости скелета. Звучит устрашающе, не так ли? К счастью, у нас есть «друзья», всегда готовые прийти на выручку. Автомобиль спроектирован так, чтобы сжиматься «в гармошку» вокруг тебя и, тем самым, поглощать энергию удара. Некоторые сетуют, что современные машины какие- то «хлипкие», по сравнению со старыми. И слава Богу. Да, современная машина спроектирована так, чтобы сминаться и поглощать энергию удара, и ее ремонт обойдется дороже. Но этот счет за ремонт — фактически счет за обеспечение твоей же безопасности. В старинных машинах, больше походящих на танки, ударопрочная конструкция не оставляла пассажирам ни единого шанса выйти целыми и невредимыми из серьезной аварии. Во-вторых, интерьер современных автомобилей спроектирован так, чтобы «второй удар» повлек за собой как можно меньше последствий. Более мягкие пластик, винил и обивка позволят тебе избежать лишних травм. Кроме того, здесь вступают в игру подушки безопасности. В последнее время такие подушки стали даже «умнее» — они могут «чувствовать» серьезность аварии и физические характеристики пассажира, и точнее рассчитывать силу выброса и время задержки подушки, чтобы лучше защитить «клиента». Автопроизводители постоянно изобретают и добавляют новые типы подушек безопасности (боковые, например), чтобы обеспечить дополнительную безопасную зону вокруг водителя и пассажиров. И, наконец, что насчет «третьего удара»? Вспомним парашют. После прыжка с большой высоты, тебя убивает не само падение, а мгновенная остановка в конце. Парашютист избегает этой мгновенной остановки при помощи парашюта. В момент открытия, тот не сразу снижает скорость падения человека, но создает тягу, необходимую для постепенного «торможения». Через несколько секунд скорость снижается до величины, достаточной для безопасного приземления. Твой ремень безопасности работает по тому же принципу. Во время аварии он натягивается, когда тебя бросает вперед, и тем самым сглаживает перепад между скоростями «до» и «после» удара. Так что, один лишь ремень безопасности способен предотвратить некоторые (если не все) повреждения, вызванные «вторым» и «третьим» ударами. К счастью, есть еще подушки безопасности, которые обеспечивают дополнительную защиту. Подведем итог. Подушки безопасности — это вспомогательные системы, и не работают сами по себе. Они работают только в паре с ремнями безопасности. Они не помогут, если тебя уже нет на сидении после удара. Если же пристегиваться правильно, то ремни помогут тебе остаться в том положении, где может защитить подушка безопасности. Так что позаботься о том, чтобы эти две системы работали в паре, то есть так, как их спроектировали разработчики.

Правило 62: Не пересекай разделительную линию на автострадах!

Относительная безопасность автомагистралей базируется на том принципе, что все машины едут в одном направлении с приблизительно одинаковыми скоростями, а перекрестки отсутствуют как таковые. Это не только способствует безопасности движения, но и повышает пропускную способность дороги. Система междуштатных автострад была впервые предложена президентом Эйзенхауэром. А он впервые увидал нечто подобное, когда возглавлял наши войска на германском фронте в 1944 и 1945 годах. Это была система немецких автобанов. Президент был очень впечатлен эффективностью подобных высокотехнологичных сооружений в плане транспортировки войск и грузов. Впоследствии, он предложил Американскую Междуштатную Систему, и исходил при этом, по большому счету, из военно-стратегических соображений. Междуштатная Система имеет и другое название — Автомагистральная Система Национальной Безопасности. Мы набираем скорость на въезде, и тормозим на съезде, однако, в моменты «входа» и «выхода» с автострады, мы должны перемещаться со скоростью, близкой к скорости всего остального потока. А если мне вдруг понадобилось развернуться? Пересечение разделительной линии или зоны требует оттормаживания в левом ряду, т. е. как раз там, где скорость потока максимальна. Можно поступить и по другому — затормозить в правом ряду и выполнить левый разворот наперерез всему потоку машин, несущихся со скоростью 110 км/ч. Эдакий подвиг камикадзе. Оказавшись в разделительной зоне, мы должны высмотреть окно в потоке, идущем в противоположном направлении. В зависимости от загруженности дороги, нам придется или предельно быстро набирать скорость в левом ряду этого потока (где средняя скорость выше 110 км/ч), или, опять же, пересекать его весь, чтобы попасть в правый ряд, и разгоняться уже там. Так вот, не смотря на очевидную опасность таких маневров, водители делают это изо дня в день, ставя на карту не только свою, но и чужие жизни. Единственный законный и БЕЗОПАСНЫЙ разворот на автостраде делается так: доезжаешь до ближайшего съезда и покидаешь автостраду, затем пользуешься транспортной развязкой и снова въезжаешь на автостраду, но уже в нужном направлении. Ты спросишь — а для чего же тогда на многих трассах проложены эдакие дорожные «перемычки», соединяющие оба потока? «Перемычки», точнее — «технологические разрывы» — предназначены исключительно для рабочих, обслуживающих автостраду, и для представителей закона. Всем остальным доступ сюда воспрещен. Кроме того, это очень опасно, поэтому никогда не пользуйся этими «перемычками»!

Правило 61: Никогда не останавливайся на автостраде!

Да, конечно, это и ежу понятно. Но изо дня в день мы видим машины, стоящие на обочинах скоростных автотрасс. Возможно, у тебя просто нет другого выбора из-за поломки; в противном случае воспользуйся ближайшим съездом и найди парковку, чтобы выбраться из потока на минуту-другую и посмотреть в карту, сменить компакт- диск и т. п. Ты можешь возразить, что очень легко заметить стоящую на обочине машину, а избежать столкновения — и подавно. Однако, статистика неумолима — такие аварии случаются, и довольно часто. Я думаю, большая часть из них происходят вследствие того, что многие водители не желают ничего видеть дальше собственного капота. Еще бывает, человек отвлекается на что-либо в машине и она начинает съезжать в сторону. А может случиться и так, что водитель малость не в себе, скажем, под воздействием алкоголя. Он может упереться взглядом в машину на обочине и в таком вот трансе въехать прямо в нее. Между прочим, в часы пик практически каждый второй водитель имеет проблемы с вниманием и реакцией из-за усталости или нервоза, и вполне может спровоцировать аварию. Обочина автострады — предельно опасное место. Остановка на ней опасна настолько, что дорожные патрульные обучены никогда не стоять между двух машин, чтобы не оказаться раздавленным в случае, если в их машину врежется сзади третий автомобиль. Если моя машина ломается в дороге, и я вынужден остановиться со спущенным колесом, то ремонт его на месте — это последнее, что я бы в такой ситуации стал делать. Вообще говоря, я бы оставался в машине и вызвал эвакуатор. Возиться с колесом нужно где нибудь за пределами скоростной автомагистрали, где нет машин, несущихся на скорости 120 км/ч. Может быть, ты это и сам заметил, но большинство водителей даже не притормаживают, завидя стоящую машину, и не перестраиваются влево, так что между пыхтящим над колесом бедолагой и несущимися мимо тоннами железа нет и полуметра. Хуже этого могут быть только его ноги, торчащие из-под машины на проезжую часть. Если же ты все-таки решился отойти от машины, то некоторые эксперты по безопасности рекомендуют идти по ходу движения, а не навстречу ему. Логика здесь такова, что другие водители скорее заметят тебя, если только что видели стоящую машину. Не могу сказать, насколько эта теория верна, но она стоит того, чтобы иметь ее в виду. В любом случае, лучше оставаться в машине, разве что ты можешь БЫСТРО уйти в безопасное место, подальше от машины и от дороги (например, вверх по склону придорожного холма). Ты можешь вернуться к своему автомобилю позже, когда за ним приедет эвакуатор.

Правило 60: Оставайся в среднем ряду из соображений безопасности

Рассчитывая маршрут, ты можешь оказаться перед выбором — ехать по автостраде или по городской улице. Автострада предпочтительнее, поскольку вероятность аварии здесь ниже. На скоростных дорогах нет перекрестков, и, за редкими исключениями, все машины едут одинаково быстро. Это делает дорогу безопаснее. Но по которой из полос автострады ехать безопаснее всего? На мой взгляд, в большинстве случаев — по средней. Вообще говоря, это мое правило основывается на опыте и простой логике. Мы можем иметь разные точки зрения на этот счет, но я хотел бы, чтобы ты поразмыслил над этим сам. Некоторые инструкторы рекомендуют всегда держаться в правом ряду. Обычно я с этим не согласен, но могу их понять. (Кстати, сидя за рулем мотоцикла, я часто пользуюсь этой их рекомендацией, по ряду других важных причин). Их точка зрения основывается на том, что в правом ряду скорости несколько ниже. Поэтому в случае столкновения последствия могут оказаться не столь трагичными. Однако, вблизи въездов и съездов с автомагистрали правая полоса становится подобием перекрестка. Поскольку именно здесь машины постоянно совершают въезды и выезды из правой полосы, вероятность аварии, хотя бы даже и несерьезной, здесь выше. Я же стремлюсь избегать ЛЮБЫХ столкновений. Другие инструктора считают, что левый ряд наиболее безопасен, поскольку в нем меньше машин. Но ведь мы называем эту полосу «полосой обгона» или «высокоскоростной полосой», не так ли? Случись авария в этом ряду, последствия могут оказаться более серьезными из-за повышенных скоростей. Кроме того, во многих штатах вообще запрещена езда в левом ряду, если ты никого не обгоняешь, и в этом случае ты должен держаться правее. Кстати, существует ли такое понятие как «высокоскоростная полоса» в принципе? Отличается ли скоростной режим в левом ряду от всех остальных? Ответ на оба этих вопроса — «Нет». Допустимо ли превышение скорости во время обгона? Тоже нет, вопреки расхожему мнению. Я считаю, что средний ряд или ряды наиболее безопасны. Ты должен избегать попаданий «в окружение». Выбирай такую скорость, чтобы вокруг машины всегда оставалось безопасная «прослойка». Не езди в чужих «слепых зонах», и не позволяй другим ездить в твоих. В средней полосе легче маневрировать, поскольку у тебя есть два варианта. Если ты следишь за своей «зоной безопасности», то единственное, о чем тебе остается беспокоиться, так это о тех, кто обгоняет тебя, или кого обгоняешь ты сам. Оставляя по свободной полосе слева и справа, ты имеешь больше шансов уклониться от опасности, в случае чего. В центральном ряду ты защищен от возможных недоразумений, которые случаются в правой полосе, и не стоишь на пути у лихачей, несущихся по левой. Те же, кто догоняют тебя сзади, смогут просто выполнить обгон слева или справа, если захотят. Имея все это в виду, я предпочитаю оставаться в среднем ряду.

Правило 59: Остерегайся машин, стоящих у пешеходного перехода

Это простое правило, о котором многие водители просто забывают. Мы все знаем, что обязаны уступать дорогу пешеходам, переходящим улицу. Но как насчет тех из них, которых мы не видим? Всякий раз, подъезжая к пешеходному переходу и видя автомобиль, идущий в одном с тобой направлении и стоящий перед «зеброй», ты обязан остановиться и убедиться, что перед этим автомобилем никого нет, и только после этого продолжить движение. Это не просто «защитное вождение» — очень часто этого требует закон. Да, ты можешь видеть НЕКОТОРЫХ пешеходов, идущих по зебре перед тем стоящим автомобилем, но кое-кого ты можешь и не заметить — ребенка или инвалида на коляске. Пешеход может наклониться, чтобы поднять что-нибудь с дороги, и, тут же выпрямившись, шагнуть тебе под колеса. Именно поэтому запрещены обгоны возле пешеходных переходов рядом со школами. Обгоняя стояший или медленно едущий автомобиль возле школы, ты подвергаешь опасности детей, которые могут остаться незамеченными из-за этой машины. Поэтому в таких местах предписывается «держать строй» в потоке машин. Будь внимателен, приближаясь к перекрестку, и если видишь, что кто-то уже остановился — притормози и остановись сам, пока не выяснишь, ПОЧЕМУ он остановился. И только после этого езжай дальше. Твоя осторожность может сохранить чью-то жизнь.

Правило 58: Сдай вправо, приближаясь к перекрестку

Передвигаясь в окружении других машин, очень важно быть видимым. Никогда нельзя быть уверенным в том, что другой парень достаточно внимателен, потому -что иногда он включает свой «автопилот». Тебя могут не увидеть по целому ряду причин. Постарайся сделать так, чтобы он тебя увидел. В то время как ты подъезжаешь к забитому машинами перекрестку, автомобили из встречного потока (особенно те из них, что поворачивают влево) могут тебя и не заметить. В темное время суток многие водители испытывают проблемы с так называемым «ощущением глубины», так что им трудно выделять отдельные машины на фоне других источников света и теней. Кроме того, выстроившиеся в левом ряду автомобили могут скрыть от встречного потока факт твоего приближения. Риск аварии повышается также в сумерках или когда солнце находится у тебя за спиной. В этой ситуации может помочь простое смещение вправо — чтобы лучше выделяться на общем фоне; это особенно важно для мотоциклистов, но я поступаю точно также, сидя за рулем своего пикапа. Одного лишь движения вправо может оказаться достаточно для того, чтобы тебя заметили встречные водители — это относительное движение поможет их глазам выделить тебя на общем фоне. Я смещаюсь вправо еще и для того, чтобы оставаться в поле зрения встречного потока, несмотря на машины слева от меня, выполняющие левый поворот. Кроме того, всякий раз, когда я сижу за рулем мотоцикла и подозреваю, что все еще невидим, я мигаю фарами, чтобы убедиться, что встречные машины видят меня на фоне городских огней и фар других автомобилей. После этого, я смотрю на его передние колеса. Если он меня не заметил и начинает поворачивать наперерез, я мгновенно это замечу по его колесам, начинающим поворачивать, и успею притормозить и объехать, избегая столкновения. А если я думал наперед, то уже сбросил скорость перед приближением к перекрестку. Благодаря все этим действиям, выполненным последовательно, можно вполне предотвратить «случайную» аварию.

Правило 57: Избегай полос "реверсивного движения"

Бывает, что в городах центральные полосы некоторых больших улиц используются как «полосы реверсивного движения». Они помогают избегать пробок, когда в часы пик основная масса машин движется в одном направлении. К примеру: в Финиксе, штат Аризона, 7-я Авеню оборудована центральной полосой для поворачивающих налево из обоих направлений — между Северной Авеню и МакДауэлл Роуд (в общей сложности 10 километров). Но в утренние часы пик (с шести до девяти), эта центральная полоса предназначена исключительно для машин, едущих в южном направлении к центру города. После обеда, между тремя и семью вечера, эта полоса используется только для машин, направляющихся на север — те же самые люди возвращаются с работы. Эти ряды помогают обеспечивать бесперебойное движение, когда обычные полосы не справляются с нагрузкой. Короче говоря, все это выглядит очень хорошо. Но я никому НЕ советую пользоваться полосами реверсивного движения, а если кто-то все-таки ими пользуется, то предупреждаю о возможных опасностях. Во-первых, вождение в полосе реверсивного движения означает предельную близость к потоку машин, идущих в противоположном направлении — вас разделяет всего ничего. Часто бывает, что эти ряды несколько уже обычных, и это может стоить тебе бокового зеркала, а то и чего похуже. Во-вторых, эти полосы предназначены для движения только в определенные часы. Скажем, некоторая полоса реверсивного движения начинает работу в семь утра (обычно часы работы обозначены на дорожных указателях). Когда ты последний раз сверял часы с остальными водителями на этой улице? То-то же. Левые повороты обычно запрещены, когда эти полосы начинают работу в режиме реверсивного движения. Так что хотя твой швейцарских хронограф и показывает 7:01 утра, на китайской подделке другого парня может высвечиваться 6:59. Так что, если он вдруг начнет поворачивать налево из центральной полосы — у вас обоих проблемы. Ведь такое вполне может случиться, разве нет? А может случиться и так, что у того, другого парня включился режим «туннельного зрения» и он вообще не видит никаких дорожных знаков, забыл о времени суток, и просто на автомате вспоминает, что вот ему пора сворачивать налево, а он как раз в центральной полосе, что очень кстати. И делает он это все в тоже самое время как ты думаешь, что это скоростная полоса реверсивного движения. Не хотел бы я оказаться на твоем месте в такой момент. Полосы реверсивного движения были хорошей попыткой разгрузить дороги при наименьших затратах, так что не пришлось расширять некоторые улицы или может даже урезать чью-то частную собственность ради улучшения дороги. Может быть, они позволили некоторым городам сэкономить некоторую сумму и направить эти деньги на другие нужные проекты. Но человеку свойственно ошибаться, в том числе и за рулем автомобиля, и такие вот полосы только усугубляют ситуацию, что не есть хорошо с точки зрения защитного вождения. Когда-то в городе Туксон было несколько полос реверсивного движения, но недавно они избавились от последней из них. Финикс все — еще не может расстаться с этими полосами, но хочется верить, что однажды это произойдет, и их трансформируют в обычные двусторонние полосы для поворачивающих налево. А тем временем я предпочитаю держаться правее, в нормальных рядах — подальше от неприятностей.

Правило 56: Не злоупотребляй двусторонней полосой для поворачивающих налево

Некоторые парни именуют центральную двустороннюю полосу для поворачивающих налево «полосой самоубийц»! Это, конечно, перебор — дорожные инженеры считают, что на самом деле они достаточно безопасны. В то же время, люди ведут себя безрассудно изо дня в день, и эти полосы становятся для них далеко не безопасны ми. Ряд, про который я говорю, делит многие улицы и автострады надвое, так что машины, едущие в обоих направлениях, используют его для выполнения левых поворотов. Бьюсь об заклад, что законы, регулирующие использование таких полос, являются темой жарких дискуссий во многих штатах; прежде чем принимать к сведению мои рекомендации, не поленись и узнай, что на эту тему говорят законы твоего штата. Кроме того, помни: каков бы ни был закон, его практическая реализация в разных местах может варьироваться — кто-то понял его так, а кто-то — эдак. Так что имей в виду: на что один представитель власти посмотрит не моргнув глазом, другой может счесть грубым нарушением. В моем штате Аризона, двусторонняя полоса для левых поворотов может использоваться и для выезда на дорогу, например с парковки или переулка. Ты можешь выполнить левый поворот в центральную полосу, после чего перестроиться вправо, т.е. в основной поток машин, и продолжить движение. При этом, на мой взгляд, ускорение в этой полосе для последующего перестроения недопустимо — она предназначена для левых поворотов, а не для разгона.*** Вообще говоря, это довольно щекотливая тема, и разные судьи и представители правоохранительных органов могут иметь противоположные точки зрения касаемо правильного использования таких полос. Не следует использовать эти полосы для пересечения перекрестков (помни, что Т — образный перекресток — это тоже перекресток), а также для обгона. Это самые распространенные ошибки, в дополнение к вполне естественной склонности водителей, только что выполнивших левый поворот из примыкающей улицы, притопить педаль газа, разогнаться до скорости потока и только после этого перестроиться в основной поток. Чтобы выполнить левый поворот правильно, ты должен остановиться сразу после выезда на центральную двустороннюю полосу для поворачивающих налево. После чего, оглянись через правое плечо и убедись, что ничто не мешает перестроиться вправо, т. е. в левый ряд основного потока, и только после этого перестройся и продолжай движение. Так почему же мы называем их «полосами самоубийц»? Одновременное движение машин в одной полосе навстречу друг другу может нервировать. Вообще-то, на таких малых скоростях риск аварии достаточно невелик. Имей в виду, что даже если другая машина выехала на эту полосу первой, ты все равно имеешь право использовать эту полосу, и я не припомню каких-либо правил насчет «кто кому должен уступить дорогу» в этой ситуации. Будь вежлив и предусмотрителен, и старайся въезжать в эту полосу так, чтобы в выигрыше остались все участники. Это не самое лучшее место для выпендрежа. ***Примечание редактора: как резонно отметил Роберт Шаллер, интерпретация законов и правил разными правительственными организациями может оказаться противоречивой. Читатель Mike Kelly указывает на другую точку зрения в руководстве, выпущенном Департаментом транспортных средств штата Аризона. Вот что говорится в этом руководстве: «Эта полоса предназначена исключительно для автомобилей, выполняющих левый поворот из того ил и другого направления. Эта полоса обеспечивает безопасное пространство, необходимое для торможения перед выполнением левого поворота с одной улицы в другую (пересекающую или примыкающую) улицу, или же для ускорения после левого поворота на другую улицу. Водитель обязан:
• Сигнализировать поворот перед въездом в эту полосу
• Полностью выехать на полосу
• Быть готовым к тому, что в этом ряду могут оказаться другие участники движения
• Не использовать эту полосу для обгона или сквозного движения» Поэтому мы рекомендуем Вам связаться с местными властями и у знать, как следует использовать эту полосу в Вашем городе.

Правило 55: Избегай перестроений на перекрестках

Считается, что на перекрестках нельзя перестраиваться. Это не всегда так. (Кстати, поинтересуйся, что на эту тему говорят законы твоего штата). Один из законов в Аризоне запрещает водителям обгонять другие автомобили, если до перекрестка осталось менее 30-ти метров, а так же на самом перекрестке. С годами, память о деталях стирается, и люди вспоминают это так, будто на перекрестках нельзя перестраиваться. Перестроение в левый ряд и обгон — это две разные вещи. В 3 часа ночи, на безлюдной улице, перестроение на перекрестке может быть вполне безопасно. Но одна из составляющих защитного вождения — это выработка привычки делать все правильно. Например, в моем штате необходимо включить поворотник за 30 метров до поворота. Но здесь есть исключение. Если рядом никого нет, и твой маневр никоим образом не может повлиять на других участников дорожного движения, то включать поворотник необязательно. Но разве не лучше будет выработать в себе привычку сигнализировать всегда, вместо того, чтобы каждый раз думать — надо ли это делать или не надо. Ведь если ты будешь принимать такое решение каждый раз, то в конце концов ошибешься: рядом окажется другая машина, а ты забудешь включить поворотник. Это может окончиться аварией или штрафом. Так что включай его ВСЕГДА, и вероятность того, что в нужный момент ты его включишь в упомянутых законом обстоятельствах, значительно возрастет. По той же самой причине, ты должен воспитать в себе привычку никогда не перестраиваться в другой ряд на перекрестках. Подумай на секунду о возможных конфликтных ситуациях и о высокой скорости пересекающих перекресток автомобилей. Подумай обо всем, что одновременно может произойти на этом небольшом участке дороги — один поворачивает, другой едет на красный, третий отвлекся, кругом пешеходы… Зачем все усложнять? Перестроение на перекрестке может и не быть нарушением, но, вероятно, должно быть таковым. Старайся «держать строй», проезжая очередной перекресток, до тех пор, пока не окажешься за его пределами. Выработай в себе эту привычку. И не забывай сбавлять скорость, приближаясь к перекрестку, чтобы иметь выигрыш в пространстве и во времени.

Правило 54: Поворачивая направо, ВЗГЛЯНИ направо

В Штатах водители, прежде чем повернуть направо, обычно смотрят налево, высматривая «окно» в потоке. Поэтому сворачивающие направо машины особенно опасны для велосипедистов. Частенько велосипедисты едут по неправильной стороне улицы, в то время как рекомендуемое направление — по ходу движения транспорта. И вот, представь себе — едешь это ты навстречу потоку машин. А некий Вася на своей ласточке выруливает с парковки супермаркета и останавливается перед тротуаром на долю секунды, смотрит налево (дабы убедиться, что ему ничто не угрожает) и трогается с места, чтобы повернуть направо и ехать дальше по улице. Возможно, он торопится, поскольку машины слева приближаются достаточно быстро. И только он выезжает на тротуар, как невесть откуда нарисовавшийся Коля- велосипедист врезается ему в правое крыло, перелетает через капот и оказывается под колесами другого автомобиля. Это одна из самых частых причин гибели велосипедистов. Велосипеды проворнее автомобилей, и ожидается, что они будут ездить по соответствующей стороне улицы, однако, ты вполне можешь столкнуться и с добропорядочным пешеходом. Твоя жизнь — если ты ходишь пешком или крутишь педали — очень зависит от соблюдения правил, но при этом не жди, что водитель увидит тебя или уступит дорогу. Ты должен уметь предугадывать опасность. Не бегай по тротуарам и не перебегай улицы — ходи в обычном темпе и смотри по сторонам (во время бега зрение имеет тенденцию становиться «туннельным»). Большинство из нас знают, что прежде чем выехать на тротуар, а также выезжая из парковки или переулка — необходимо остановиться. Но немногие задумываются о том, как это опасно — не посмотреть в ОБЕ стороны. Бывают ситуации, когда тебе и в голову не придет смотреть в обе стороны. На улицах с односторонним движением, например. Но разве не может кто-нибудь ехать с другой, неправильной стороны? Или, к примеру, бывают такие участки дороги, где обзор ограничен, и опасность может подстерегать на каждом шагу. Кто бы ты ни был — пешеход, велосипедист или водитель — будь осторожен, и вырабатывай в себе «ситуативную осведомленность». Никому не доверяй! Привыкай смотреть в обе стороны вне зависимости от того, может кто-нибудь появиться с той стороны или нет!

Правило 53: Остерегайся "окон" в потоке

Некоторые из моих правил нацелены на предотвращение возможных проблем на опасных участках дороги. Если же таковые расположены в зонах с интенсивным движением, где трудно маневрировать, то водители становятся особенно нетерпеливыми. Иногда — скажем, при выезде с парковки или левом повороте на переполненной улице — они рвут с места при малейшей возможности. Мы словно боимся просидеть на этой обочине до конца своих дней! На запруженных дорогах нам обычно кажется, что робким тут не место. Такое отношение приводит к конфликтам на дороге и увеличивает вероятность аварии. По своему собственному опыту ты знаешь, что при виде «окна» в потоке машин нужно держать ухо востро, поскольку с очень большой долей вероятности кто-то может им воспользоваться и выскочить прямо перед твоим носом. Несколько лет назад я сидел за рулем своего MG-B (спортивный автомобиль — прим. переводчика), двигаясь по перегруженному бульвару в Финиксе и приближаясь к перекрестку, на котором собирался повернуть направо. Я притормаживал, находясь в правом ряду. Две другие полосы слева от меня были заполнены стоящими автомобилями до самого перекрестка, и очередь эта была длиной в квартал или даже в два. Я болтал о чем-то с дочерью, сидевшей справа. Один из автомобилей встречного потока остановился в среднем ряду для поворачивающих налево, и машины слева от меня оставили для него место, чтобы тот мог выполнить поворот налево перед ними, и, соответственно, передо мной. Но я в это время разговаривал с дочерью, вместо того чтобы высматривать потенциальную угрозу! Поэтому когда та самая машина вдруг выскочила прямо передо мной, было поздно что- либо делать. Я был так же удивлен его появлением, как и он — моим. Удар был сильный. Тот парень получил повестку в суд, и это, конечно правильно, поскольку он не уступил дорогу при повороте налево. Но судья вынес ему оправдательный приговор, сделав заключение, что это был несчастный случай. Он был абсолютно неправ, этот судья. Это был не несчастный случай. Все здесь было предсказуемо. Поворачивающий налево водитель не должен был трогаться с места, пока не убедился, что ВСЕ машины (включая «низкорослые» спортивные) во всех встречных полосах полностью остановились. И водитель MG-B тоже мог предотвратить аварию — если бы не отвлекался и предвидел, что кто-то с очень большой долей вероятности попробует использовать «окно» в потоке, чтобы повернуть налево. Мы с моей дочерью могли серьезно пострадать тогда, но нам повезло. К тому же, мы были пристегнуты. А для себя я сделал вывод: остерегаться пустых промежутков в потоке и приближаться к ним с осторожностью. С тех пор, я был очевидцем по меньшей мере двух подобных аварий, в одной из которых пострадал пешеход. Берегись «окон»!